Подготовка специалистов с высшим техническим образованием по специальности "Дорожно-строительные машины" начинается с 1937 года. Преподавательский состав кафедры был сформирован из числа опытных инженеров-практиков: И. Литвин, Я. Псковский, И. Бородачева, который и стал первым заведующим кафедры строительных и дорожных машин (СДМ). По его инициативе было начато и организовано учебно-научный полигон, на котором студенты и аспиранты кафедры могут знакомиться и проводить эксперименты с разнообразной современной машиностроительной техникой.

В 1947 году специальность «Строительные и дорожные машины» возрождается по двум специализациям: «Дорожные машины» и «Строительные машины». В это время кафедру возглавлял кандидат технических наук С.Б. Пинтер, а в состав кафедры входили инженеры М.В. Бунин, Н.Т. Левин, А.М. Холодов и др .. Основное направление научных исследований кафедры находилось в области динамики и прочности дорожных машин. В 1953 году А.М. Холодов начал исследования проблем, связанных с рабочими процессами землеройно-транспортных машин. Над решением указанных проблем работали и повышали свой квалификационный уровень сотрудники и аспиранты кафедры М.В. Бунин, В.В. Ничке, В.К. Руднев, М. Кузнецов, С.М. Деревянко, Б.Т. Беседин, Л. В. Назаров, В.П. Емельянов, И. Г. Кириченко, М.Д. Каслин и др. А.М. Холодов возглавлял кафедру до 1961 года, а затем он с 1961 по 1963 гг. по приглашению коллег из Германии был командирован в Магдебургскую высшую техническую школу Отто фон Герике. В это время кафедру возглавлял кандидат технических наук доцент В.И. Сухинин. В 1963 году А.М. Холодов возвращается в Харьков и до 1988 года вновь заведует кафедрой.

Одной из центральных проблем, которые решались кафедрой того времени, была проблема повышения долговечности и производительности землеройно-транспортных машин. Возглавлял это направление исследований профессор доктор технических наук В.В. Ничке. Были разработаны и созданы стенды для испытаний металлоконструкций машин на долговечность. Результаты исследований В.В. Ничке и его учеников нашли широкое внедрение на предприятии по изготовлению дорожной техники «Юждормаш» (г. Бердянск). С 1988 по 1996 г. Кафедру строительных и дорожных машин возглавлял доктор технических наук, профессор, В.В. Ничке, а в 1996 до 2007 - доктор технических наук, профессор Л.В. Назаров. Именно в этот период на кафедре под руководством профессора Л.В. Назарова проводились фундаментальные научные исследования в области динамики, прочности и надежности колесных машин. Результаты исследований нашли отражение в совместной работе кафедры и конструкторского отдела Крюковского вагоностроительного завода (г. Кременчуг) по созданию первого в Украине автогрейдера ДЗК-250 массой 15 т с двигателем мощностью 121кВт и фронтального погрузчика ПФ-04 грузоподъемностью 4,5 т при той же мощности силовой установки.

С 2007 по 2008 г. Кафедру строительных и дорожных машин возглавлял кандидат технических наук доцент В.А. Шевченко. Одним из наиболее перспективных направлений работы кафедры является направление создания машин многоцелевого назначения, состоящих из системы отдельных модулей (руководитель направления декан механического факультета, профессор И. Г. Кириченко). Основываясь на принципах модульных систем, вместе с Харьковским заводом тракторных самоходных шасси был создан ряд малогабаритных машин (ковшовый погрузчик, распределитель асфальтобетонной смеси, уплотнитель и другие), в основу которых положены энергосиловые модули самоходных шасси Т-16 и Т-25.

Широкое использование гидравлического привода в современном дорожном машиностроении поставило вопрос о его рациональном проектировании и использовании. Это нашло свое отражение в разработанных на кафедре конструкциях гидроагрегатов, стендов для их испытаний и диагностирования. Таким образом, на кафедре сформировалось еще одно направление научных исследований.

С 2008 по 2017 годы кафедру возглавлял доктор технических наук, профессор Венцель Евгений Сергеевич, который до 1992 года уже работал на кафедре. С его приходом началось развитие нового научного направления - улучшение эксплуатационных свойств и увеличения сроков службы горюче-смазочных материалов, используемых в землеройно-транспортных и других машинах. С 2017 года кафедру строительных и дорожных машин снова возглавляет кандидат технических наук, доцент В.А. Шевченко.

В настоящее время на кафедре работает мощный научно-педагогический коллектив, состоящий из 20 преподавателей, среди которых 3 доктора технических наук, 3 профессора, 16 кандидатов технических наук, 14 доцентов. Кафедра имеет высокий авторитет в научных кругах как в Украине, так и за ее пределами, она активно ведет учебную, методическую и воспитательную работу, имеет мощную материально-лабораторную базу. Современная кафедра строительных и дорожных машин поддерживает творческие контакты со многими научными учреждениями Украины, а также ближнего и дальнего зарубежья, в частности с Лодзинской политехникой г. Лодзь (Польша), Белорусский политехнический университет (Беларусь) и др...

Постоянно растет количество предприятий-партнеров, которые охотно способствуют трудоустройству выпускников: «Завод им .. Малышева», ОАО «Свет Шахтера», Мотор-Импекс, НПО «Гидропривод» и др .. Нынешний контингент студентов всех форм обучения насчитывает более пятисот будущих специалистов по специальности Отраслевое машиностроение. Различные инновационные направления научной деятельности преподавателей, позволяют быть кафедре среди ведущих не только на Украине, но и за рубежом.

проф. Кириченко І.Г.

·        модульное проектирование строительных и дорожных машин;

проф. Фидровская Н.Н.

·        повышение эффективности подъемно-транспортных машин;

проф. Венцель Е.С.

·        улучшение эксплуатационных свойств рабочих жидкостей строительных и дорожных машин;

доц. Шевченко В.А.

·        адаптация строительных и дорожных машин к внешним нагрузкам;

доц. Ефименко А.В.

·        основы создания строительных и дорожных машин с системами интенсификации;

доц. Супонев В.Н.

·        безтраншейная прокладка подземных коммуникаций;

доц. Аврунин Г.А., Пимонов И.Г.

·        энергоэффективность гидроприводов мобильных машин;

доц. Ярыжко А.В.

·        динамика строительных и дорожных машин;

доц. Щербак О.В., доц. Холодов А.П.

·       компьютерное моделирование, и др.