Лаборатория ПТМ

Основная цель лаборатории ПТМ механического факультета государственного университета - это расширение и углубление знаний студентов, аспирантов, соискателей по различным специальностям.
Лаборатория располагает различным лабораторным и научно-исследовательским оборудованием, к которому относится тренажер крана КБ-403А, автомобильный кран КС-2563А, стенды регулировок и исследований крановых тормозов. 

Под руководством преподавателей в лаборатории выполняются различные лабораторные работы, в том числе статические и динамические испытания кранов, а также выполняются тензометрические измерения нагрузок в кранах.
Начиная с 1960 года, были выполнены уникальные тензометрические измерения нагрузок роликовых ОПК кранов под руководством Сухинина В.И.
Уникальным и единственными в стране экспериментами было установлено распределение напряжений в проволоках канатов при набегании их на барабаны измерен модуль упругости канатной проволоки, а также канатов в зависимости от срока их службы.
В лаборатории были созданы стенды проволоки в канатах при набегании этих канатов на блоки. Кроме этого, в лаборатории ПТМ выполнялись исследования внутреннего трения в материале проволоки при ее усталостных циклических нагружениях.
В 70-х годах лаборатория ПТМ активно участвовала в разработках геофизических и трелевочных кабелей-канатов, а также в разработке высокопрочной брони специальных кабель-канатов для военно-морского флота.
В 80-х годах лаборатория принимала участие в определении нагрузок на резцы бурильно-крановых машин с помощью тензометрических устройств, которые дали возможность получить независимые данные по горизонтальным, вертикальным и боковым сопротивлениям резанию грунтов. На основании результатов этих данных было создано рабочее оборудование бурильно-крановых машин.
Все выполненные работы проводились лабораторией по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями. Основными исполнителями этих и других работ являлись Сухинин С.В., Киреев В.Н., Кладков В.Г.
В начале 90-х годов лабораторией ПТМ были выполнены работы по обследованию и ревизии мостовых кранов с целью поисков увеличения их срока службы на ряде предприятий г.Харькова.

Тренажерный класс

В дисциплинах по специальности "133 Отраслевое машиностроение", а также в учебной практике применяются тренажеры, установленные в оборудованном классе.

Применение тренажеров позволяет повысить уровень познания материала вышеуказанных дисциплин и снизить затраты эксплуатационных материалов по сравнению с изучением натурных машин.

Кроме этого современные тренажеры, моделирующие работу строительных машин на инновационном оборудовании используются для выполнения лабораторных работ по курсу "Машины для земляных работ".

На тренажерах в лабораториях студенты получают навыки пуска двигателя, трогание с места, движения машины по дороге с поворотами. Лучшему усвоению материала, получение практических навыков способствует то, что каждый элемент процесса управления машиной может быть выполнен несколько раз с минимальными затратами времени и максимальным эффектом содействие материала студентами.

Компьютерная лаборатория

На сегодняшний день подготовка специалистов проводится с использованием современной компьютерной техники.

Созданы два компьютерных класса, практически каждое подразделение кафедры компьютеризировано. С помощью современных компьютерных технологий осуществляется подготовка учебной и методической документации, проводятся научные исследования. Все компьютеры подключены к локальной, общей сети и к сети Internet.

За 5 последних лет количество компьютеров увеличилась как количественно так и качественно, все машины современного уровня. Периферийное оснащение включает сканеры, принтеры (матричные, струйные, лазерные), ксероксы, 3D принтеры и 3D ручки. Для печати чертежной документации используется струйный плоттер и широко используется цветная печать.

Практически вся научная робота кафедры (аспирантов, преподавателей, НИРС), оформление документации, статей, диссертаций, дипломных и магистерских работ проводятся с помощью компьютерных технологий. Разработана система учета и поиска необходимой информации научного плана. Сейчас ведутся роботы по широкому использованию компьютеров в проведении экспериментов и статистической обработки данных экспериментов. Новые информационные технологии широко используются в учебном процессе. Каждая дипломная работа или проект включают элементы использования ЭВМ, часть работ выполнены полностью с использованием компьютерных технологий.

Кафедра оснащена комплексом мультимедийного обучения студентов для проведения лекций и практических занятий с использованием компьютеров, усовершенствуется система видеозаписи, трансляции программ и лекций по рабочим местам в учебных аудиториях с помощью Internet.

На кафедре проходит весь цикл создания методических указаний от набора и разработки оригинал-макета до тиражирования.

В дальнейшем планируется организовать выпуск не только методических указаний, а и учебников, справочников и другого раздаточного материала.

Полигон ХНАДУ

УОПБ(Учебно-образовательная производственная база) механического факультета при кафедре строительных и дорожных машин является старейшей среди соответствующих подразделений высших учебных заведений не только Украины, но и СНГ. Она основана в 1938 г., как полигон для учебной работы и испытаний дорожно-строительных машин и дорожных конструкций. 

За время существования полигон вырос в серьезную базу для обучения студентов вождению машин, проведения научно-исследовательских работ студентами, аспирантами и преподавателями института. В 1939 году началось перебазирование этого подраздела на территорию в 519 микрорайоне, синхронно со строительством объектов базы.

Сейчас на территории полигона созданы площадки для показа музейной техники (машины образцов 20-х -50-х годов), действующей техники (современных машин), закрытые боксы для проведения научно-исследовательской работы, сохранения наиболее ценных машин, и их технического обслуживания, смонтированное здание которое является базой для ремонтного оснащения и стационарных машин, площадка для проведения учебного вождения дорожно-строительной техники, проведения экспериментов в научно-исследовательских работах.

Достижением в работе УОПБ следует считать подготовку трактористов-машинистов с получением студентами удостоверений на право управления тракторами. В музее собраны машины, некоторые из которых очень редкие (например, лопата Беккера), в основном это машины для земляных работ, дробилки, смесители. На этих образцах студенты изучают историю развития техники, изменения в конструкции машин, направления их развития.

Есть и современные машины, например, прицепной скрепер Д511 к трактору ДЭТ, или прицепной скрепер Д-222 к трактору Т-100, бульдозеры на тракторах С-80, прицепные скреперы Д-158, Д-511 к тракторам ДТ, Т-71, ряд других машин.

Действующие машины представлены:

  • бульдозер и скрепер
  • автогрейдеры,
  • самоходное тракторное шасси,
  • погрузчик на базе самоходного тракторного шасси,
  • экскаватор ЭО,
  • автомобильный кран,
  • малогабаритный погрузчик ПМТС с дополнительным навесным оснащением,
  • самоходные катки.

Кроме этих мобильных машин на базе смонтированы стационарные установки бетоносмесителя, щековой дробилки, ситового вибрационного грохота, мобильного асфальтосмесителя. Оборудование УОПБ используется не только при обучении студентов, а и для научно-исследовательских работ.

Так в последнее время на базе самоходного шасси создан ряд машин двухмодульной конструкции, проведены их исследования, защищена кандидатская диссертация. Исследование работы погрузчика ПМТС с навесным оснащением экскаватора составляют экспериментальную часть трех кандидатских диссертаций.

Таким образом, оснащение УОПБ имеет важное значение как в подготовке студентов с достаточно широким кругом дисциплин, так и в научных исследованиях аспирантов кафедры строительных и дорожных машин.