В 2012 году механическому факультету ХНАДУ исполнилось 60 лет. Факультет был создан на базе двух специальностей, переданных в ХАДИ из Харьковского инженерно-строительного института еще в 1947 году. Первым деканом механического факультета в 1952 году стал Андрей Михайлович Холодов - участник Великой Отечественной войны, впоследствии доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники Украины. Именно его имя сегодня носит кафедра строительных и дорожных машин, которую он возглавлял более 20 лет. В дальнейшем факультетом руководили Константин Филиппович Абросимов, один из конструкторов легендарного танка Т-34 (1955-1964 г.г.), Сергей Николаевич Деревянко (1965-1968г.г.), Георгий Николаевич Кузнецов (1965-1981г.г.), 15 лет факультетом руководил Владимир Петрович Емельянов - профессор, кандидат технических наук, на долю которого выпали наиболее сложные годы, связанные с перебазированием полигона, строительством нового учебного корпуса, переводом образовательного процесса на новые учебные планы. С 1996 года деканом механического факультета работает автор этой статьи Игорь Георгиевич Кириченко.

Механический факультет всегда был ориентирован на подготовку специалистов для машиностроительного комплекса и дорожного строительства СССР и Украины. Диапазон знаний, получаемых в процессе обучения на всех специальностях факультета, высокий уровень теоретической и практической подготовки позволяет не только проектировать и эксплуатировать дорожно-строительную технику, но и решать любые другие научно-технические задачи. Факультет обеспечивает возможность трудоустройства во всех сферах народного хозяйства Украины. Сегодня выпускников факультета можно встретить на руководящих постах в органах государственной власти, крупных промышленных предприятий и строительных организаций в Украине, странах СНГ, а также во многих странах Европы, Америки, Африки.

Факультет активно сотрудничает с машиностроительными предприятиями Украины, такими как Новокраматорский машиностроительный завод, Крюковский вагоностроительный завод, Харьковский завод ХТЗ им. Малышева, «Свет шахтера», Машгидропривид, ХЗТО, ЗАО «Манометр», НПП «Кобальт» и другими. Наиболее эффективное сотрудничество сложилось между механическим факультетом и ХМЗ «Свет шахтера». В результате этого сотрудничества создан учебно-научно-производственный комплекс. Благодаря инициативе и вниманию со стороны ректора ХНАДУ профессора Туренко Анатолия Николаевича и генерального директора завода Высоцкого Геннадия Васильевича этот комплекс обеспечивает не только подготовку инженерных кадров для завода, но и выполнение научно-исследовательских работ, повышение квалификации, как сотрудников завода, так и профессорско-преподавательского состава вуза.

Успехи факультета определяются плодотворной деятельностью кафедр и в первую очередь выпускающих. Флагманом факультета является кафедра строительных и дорожных машин, которая была основана в 1936 году и готовила инженеров механиков по строительным и дорожным машинам еще в довоенный период. В послевоенный период кафедру возглавляли С.Б.Пинтер, А.М.Холодов, В.И.Сухинин, В.В.Ничке, Л.В.Назаров, В.А.Шевченко. Сейчас кафедрой заведует доцент, кандидат технических наук Шевченко Валерий Александрович. Сегодня эта кафедра укомплектована высококвалифицированными преподавателями, 80% которых имеют ученые степени и звания. Кафедра привлекает для чтения лекций и выполнения дипломного проектирования известных в Украине и за рубежом докторов технических наук, профессоров Л.А.Хмару, О.В.Григорова, И.А.Емельянову, А.П.Нестерова и др. Золотыми буквами в истории кафедры записаны имена Соломона Борисовича Пинтера, Бориса Тимофеевича Беседина, Андрея Михайловича Холодова, Михаила Владимировича Бунина, Георгия Николаевича Кузнецова, Вячеслава Ивановича Сухинина, Владимира Никифоровича Киреева, Бориса Игнатовича Вощенко, Леонида Владимировича Назарова, Вильгельма Вильгельмовича Ничке, которые до последних дней своей жизни были членами кафедры и передавали свой бесценный творческий опыт новым поколениям преподавателей и студентов.

С 1962 по 1988 год кафедрой руководил Андрей Михайлович Холодов, который в 1968 году защитил докторскую диссертацию и сформировал несколько перспективных научных направлений. Эти научные направления возглавили доценты кафедры М.В.Бунин, С.Н.Деревянко, В.К.Руднев, В.В.Ничке и Л.В.Назаров. В 1978 году Вячеслав Константинович Руднев защитил докторскую диссертацию и возглавил новообразованную кафедру эксплуатации строительных и дорожных машин. С 1993 по 1996 год этой кафедрой заведовал кандидат технических наук, профессор Леонид Владимирович Назаров. В начале 1988 года А.М.Холодов передал полномочия заведующего кафедрой Вильгельму Вильгельмовичу Ничке, который в этом же году успешно защитил докторскую диссертацию и продолжал руководить кафедрой до 1996 года. В 1996 году эти кафедры были объединены, и заведующим кафедрой был назначен Л.В.Назаров. Под руководством профессора Л.В.Назарова группа преподавателей и студентов активно работала над созданием первого отечественного автогрейдера ДЗК-250 и унифицированного с ним погрузчика ПФ-04 на Крюковском вагоностроительном заводе. Результатом этих исследований и разработок была успешная защита докторской диссертации в 1998 году.

С 2006 по 2008 год кафедрой заведовал выпускник механического факультета, ученик Л.В.Назарова, кандидат технических наук, доцент Валерий Александрович Шевченко. В 2008 году для заведования кафедрой был приглашен доктор технических наук, профессор Венцель Евгений Сергеевич, ранее работавший на этой кафедре. За короткий промежуток времени профессору Е.С.Венцелю удалось сконцентрировать работу кафедры по направлению подготовки кадров высшей квалификации. При его активном содействии и участии состоялись защиты кандидатской и 2-х докторских диссертаций, сданы в совет еще 2 кандидатские диссертации, активно работает аспирантура. Материальная база кафедры строительных и дорожных машин не ограничивается аудиторным фондом и лабораториями в корпусе механического факультета. В распоряжении этой кафедры полигон дорожно-строительной техники. На полигоне представлены музейные экспонаты машин и оборудования, а также современные средства механизации, на которых студенты проходят практическую подготовку и приобретают навыки управления этими машинами. Полигон дорожно-строительной техники был создан еще в довоенный период, а в 1986 году был перебазирован из поселка Артема в 519 м/р. Сегодня полигоном руководит выпускник механического факультета, опытный инженер и наставник молодежи Николай Петрович Сотников.

Сегодня механический факультет это 800 человек студентов, 100 преподавателей, 4 направления подготовки, 6 специальностей, 7 кафедр. Факультет помнит свою историю, успешно решает текущие задачи и уверенно смотрит в будущее.